Прямо-таки все? Камера Уорхола способна зафиксировать лишь внешнюю проекцию реальности. Изначально, по своим техническим параметрам, фильм, как движущаяся картинка, фиксирует отправную точку насущной реальности, чистую последовательность движений: все до единой фазы одноуровневых элементов, — вызывая определенное ощущение одновременности видимого. Коммуникационный звуковой мир, соответствующий тому же самому кусочку реальности — т. е. речь, разговор — по идее, может быть зафиксирован точно таким же образом, но и без связи со смыслом. Речь может стать понятной уже только во временном измерении выделенных, привилегированных элементов, в последовательном порядке, это должно быть нечто большее, чем шум. Зрелище, движение тоже есть последовательность элементов, но выделенного пространственного измерения уже достаточно, чтобы передать некое общее значение — для этого нет необходимости разрушать единообразие элементов. Воздействие фильма как «сна», по-видимому, связано именно с этим. Ненаправленный, непрерывный кадр — чистая проекция происходящей реальности; он уничтожает время. Подобное ощущение нам очень даже знакомо. Всем нам доводилось часами наблюдать за происходящим на улице, в парке, сидя у окна или на берегу моря. В таких ситуациях всегда возникает ощущение «сна» (слово «сон» следует понимать здесь исключительно как аттрибутив, а не в его психологической многослойности — т. е. на уровне «знаю и в то же время не знаю», «понимаю и все же не понимаю», «правда, и все-таки не правда», «верю и одновременно не верю»). Наши ассоциации и все, что можно высказать и назвать, словно бы уходит на задний план. Наше «я» все больше склонно принимать и замечать базовые элементы и воздействия безо всякого разбора, вместо того чтобы выделять и противопоставлять их, руководствуясь смыслом. На короткое время — насколько это возможно — мы превращаемся в камеру. Мы обретаем возможность заглянуть в такие глубинные механизмы происходящего на наших глазах, что из чувства самосохранения нередко останавливаемся, не решаясь погрузиться еще глубже, ведь у нас есть собственное «я», а все остальное — это «другое». Что будет, если мы вдруг потеряем свое «я»? Кто это заметит, на кого будет воздействовать «другое»? Реальность тоже исчезнет. Вот граница, где отождествление еще находится на том уровне, когда оно позволяет нам сознательно почувствовать процесс. Здесь неопределенность достигает в нас точки относительного покоя. Абсолютную однозначность мы можем испытать в том случае, если мир — это только «я» и мир, т. е. не «я мог бы быть», но «мы могли бы быть вместе». В таком же симбиозе существует и камера с видимым. И пространство «сна» дает отсюда импульс.