Кристиан Няри
Обретатели родины
Кристиан Няри
(род. 1972)
Текст Кристиана Няри (Nyáry Krisztián, 1972) «Обретатели родины» — не просто «поздравительная открытка» на 20 августа — День Святого Иштвана, главный национальный праздник Венгрии, но еще и попытка взглянуть на историю Венгрии и венгров с неожиданной точки зрения. Автор — журналист, издатель, историк литературы — предлагает «высказаться» представителям разнообразных народов и племен, из которых в конечном итоге и сформировалась венгерская нация. В современной ситуации параноидального деления мира на «своих» и «чужих» такое напоминание об изначальной неоднородности любой условной «нации» кажется мне неплохой прививкой против шовинизма. Переводя этот текст с участниками летнего переводческого лагеря — Юлией Молнар, Александрой Алиповой, Ксенией Лобановой, Марией Каштановой и Татьяной Быстровой, мы не только освежили знания о прошлом Венгрии, но и расширили свои представления о богатейшем этническом и культурном разнообразии этой страны.
На 20 августа
Как мы завоевывали родину
(Honfoglalás — «Обретение родины» — переселение в Карпатский бассейн завоевателей или мигрантов, принадлежащих к одной культурной и языковой общности).

Комментарий:
Если быть совсем уж точным речь идет о «завоевании древневенгерскими племенами Паннонской равнины» во второй половине IX века, однако термин Honfoglalás прижился в русскоязычной историографии именно как «обретение родины», что в свою очередь позволяет расширить этот термин и применить его не только к венгерским племенам, пришедшим в Карпатский бассейн из Северного Причерноморья, но и к другим народам, в разное время обретшим в Венгрии свою родину.

~
Перевод Юлии Молнар
1.
Когда они ринулись в бой, кровь, грязь и дым заполонили все. Их вожди с раскосыми глазами, суровые черноволосые мужчины со светлой кожей на низкорослых конях, простолюдины, подобные нам, кто повыше, а кто пониже ростом. Лопочут на варварском языке, в большинстве своем беспощадны, но есть и великодушные. Всю страну сожгли дотла, а где-то, кто знает с какой целью, целые поселки оставили нетронутым. Женщин наших, конечно, тоже обесчестили. В конце концов нас осталось двести тысяч местных жителей — славян, авар, болгар и гепидов. И до тех пор мы убивали друг друга, а теперь вместе боимся новых завоевателей. Их было чуть ли не в два раза больше нас, и все же леса и поля меж гор стали принадлежать им, и теперь они называют эти земли страной.

Комментарий:
Древние венгры накануне переселения на Дунай представляли собой конфедерацию племен, подчиненную двум правителям Курсану и Арпаду — последнему правителю Черной Булгарии, впоследствии ставшим правителем Венгерского королевства.

2.
Кони наши устали, и с тех пор мы останавливались лишь только для того, чтобы напиться. Вожди сердились, не зная, с кем мы сражались в предыдущий день и с кем будем сражаться завтра. Воины разных племен обвиняли друг друга в кровопролитии и голоде. Тюрки считали волжских булгар ленивым вороватым народом, а булгары, напротив, винили их басурманскую веру за все свои несчастья. Предводители семи племен пытались привлечь внимание, говорили о том, что скоро закончится наше странствие. Местные уже ненавидели друг друга больше, чем наши вражеские стрелы, и вскоре страна досталась нам. Мы пришли полумиллионной армией и с оставшимися местными нас теперь семьсот тысяч.

Комментарий:
В 820 году правитель Черных Булгар привлек на свою сторону дунайских булгар, волжских булгар, венгров, печенегов, а также Византию. В 865 году Черная Булгария распалась на две части: на востоке Волжская Булгария, западная часть осталась Черной Булгарией. Обе стороны воевали друг против друга. В конце IX века Арпад, провел несколько военных кампаний против Дунайской Болгарии. После поражения основное население черных булгар вместе с венграми поселились в Паннонию и образовали новое Венгерское королевство.

3.
Князь варваров по имени Такшонь позвал нас служить ему своим оружием. Даже в его племенах были истинно верующие братья, а теперь еще мы получили право жить в своих деревнях. Мы называли себя халисами, они нас — сарацинами или исмаилитами. Они не понимают ни священное писание Корана, ни римское и византийское письмо, дружелюбные, но безграмотные варвары. И во славу пророка теперь мы учим их торговать и чеканить.

Комментарий:
В 955 году, правитель Венгрии князь Такшонь усиливает свою армию новыми мусульманскими контингентами. Мусульмане, вплоть до монгольского вторжения, составляли значительную часть населения средневекового Венгерского королевства. Они так же были известны как успешные торговцы и ремесленники.

4.
Наши предки сражались, когда против них, а когда и против византийцев. Венгры всегда были хорошими воинами, и такими же отличными друзьями, как и врагами. Наш вождь отдал свою дочь князю Таназубе, и за это мы получили от него земли. Племена наши разделились на три части, чтобы защищать границы на западе, севере и юге, где расположена провинция Трансильвания. По их законам мы можем здесь жить под надзором печенежских князей.

Комментарий:
Великий князь Такшонь был женат на печенежке и ко двору был приглашен хан Тонозуба, а его орда получила кочевья на северной границе по реке Тиса.

~
Перевод Александры Алиповой
5.
Их предводитель, получивший корону от Папы, а жену от императора, не может сладить с языческими народами. Вдобавок остались нетронутыми огромные территории. Мы нужны ему. Мы поможем ему победить родственника, языческого вождя. Нас ведут наши рыцари и священники, они, понятное дело, на лошадях, мы пешком, только детям хватило места в телегах. Италийцы, франки, валлоны и окситанцы без труда понимают друг друга, как, впрочем, немцы, фламандцы или жители берегов Рейна. Земли на их равнинах плодородны, нам же для поселения определили бесплодные гористые территории. В Трансильвании и Татрах мы выкорчуем леса, осушим болота и построим наши города. Нас вместе с прежними жителями уже больше миллиона, будем жить здесь.

Комментарий:
Король Иштван I Святой, принявший католичество и женившийся на дочери герцога Генриха II Баварского, христианизировал страну, в том числе при помощи тяжеловооруженных баварских рыцарей.

6.
Мы не знали ни короля, ни рабства. Наши гордые и свободные воины на быстрых конях вторгались в их страну. Потом орды монголов нарушили спокойствие наших степей, нам пришлось искать новый дом. Сначала наш вождь Котян получил от них земли, названные Куманией, чтобы мы защищали их от татар. Наконец их король Бела призвал 40 тысяч наших воинов с семьями на равнину между Дунаем и Тисой, чтобы мы были их защитой от противника, или, скорее всего, от собственных вельмож. Их попы ненавидят нас, называют язычниками, как-то раз даже прогнали из наших владений, назначенных нам королем, но после ухода татар позвали обратно. С тех пор мы живем здесь.

Комментарий:
В 1237 году половецкий хан Котян с 40 тысячами единоплеменников бежал, разгромленный войсками Бату-хана, в Венгрию, где был принят королем Белой IV. Котян принял католицизм, он и его соплеменники получили земли для поселения. Оставшиеся в Венгрии половцы называли себя куманами. Топонимы Надькуншаг и Кишкуншаг свидетельствуют о том, что эти территории были местами их компактного проживания.

7.
Живут в каменных домах, по-рабски молятся умершему богу, неудивительно, что они разучились сражаться. Их король бежал до самого моря, его солдаты не ушли так далеко. По приказу Бату, посланца Небес, мы стерли с лица земли их ничтожную страну. Нас было девяносто тысяч, и мы почти не потеряли своих воинов. Их погибло полмиллиона, они будут прислуживать нам в загробном мире. В их выжженных селах не осталось ничего, что могло нам пригодиться, и мы оставили эту никчемную землю. Их женщины, которых они не смогли защитить, носят наших детей в своей утробе.

Комментарий:
Король Венгрии Бела IV после поражения на реке Шайо в битве с татаро-монголами в 1241 году бежал к Адриатическому морю, где укрылся на о.Трогир.

8.
Половина жителей страны сгинула, огромные равнины и отдельные части Трансильвании почти совсем обезлюдели. Здесь нас ждали роскошные пастбища, оставшиеся без хозяев. Поначалу мы пригоняли с Балкан сюда свои стада только на лето, позднее стали оставаться и на зимовье. Мы платили налог с каждой пятидесятой овцы венгерскому королю, а он был рад, что рядом с новыми строящимися городами появляются деревни. В королевских грамотах мы названы валахами, а на рынке нас зовут только ола.

Комментарий:
Большая часть населения Венгрии была вырезана татаро-монголами либо угнана в плен. На места их прежнего проживания пришли романоязычные скотоводческие племена, для которых в XV—XVI действовал так называемый «волошский закон» — свод законов и привилегий для скотоводческих общин.

~
Перевод Ксении Лобановой
9.
По зову нашего короля мы пришли сюда из Тюрингии, Баварии, Силезии и Саксонии. Здесь нас, конечно же, называли саксонцами, как и наших немецких братьев, пришедших сюда ранее. Дома мы с трудом могли платить налоги аббатствам и графам, здесь же получили привилегии и освобождение от уплаты налогов, только бы мы приходили и приходили. Мы говорим на своем языке, соблюдаем свои законы, бывает, и нарушаем. И когда умер последний венгерский король — потомок семи вождей древних венгров, благодаря нам в стране уже было полтора миллиона жителей.

Комментарий:
Тюрингия — земля в центральной части современной Германии. Силезия — историческая область в Центральной Европе, на данный момент ее большая часть входит в состав Польши, меньшие — Чехии и Германии. Андраш III — последний венгерский король из династии Арпадов, умер в 1301.

10.
Тот самый король, так называемый второй основатель отечества, дал нам территорию размером с два комитата, в самом центре Альфёльда, где мы можем свободно жить, взамен мы должны нести военную службу. Среди наших господ есть те, кто исповедует веру древних аланов, а другие — византийское христианство. А францисканцы, которые пришли нас обратить в свою веру, ушли ни с чем. Суд мы устраиваем на своем языке, и наш суровый ясский воевода решает все вопросы.

Комментарий:
Бела IV — король Венгрии (1235−1270), назван «вторым основателем Венгрии», так как восстановил страну после нашествия монголов. Аланы — ираноязычные племена сарматского происхождения. Ясы — одно из аланских племен, пришли и осели в Венгрии в XIII веке.

11.
С тех пор, как Византию заняли языческие оттоманы, мы не были в безопасности. Князь наш Стефан Лазаревич признал венгерского короля нашим феодалом, надеясь на его защиту. Взамен он получил владение в Венгрии, где поселил своих сербских подданных. После этого мы точно были вынуждены покинуть нашу родину. Мы заложили деревни вдали от наших священных гор и древних монастырей, не только на юге, но и на севере, на острове Чепель и в излучине Дуная. Когда турки заняли Нандорфехервар, нас было больше трехсот тысяч на венгерской земле, и называли нас по имени одного из наших городов — рацы.

Комментарий:
Стефан Лазаревич — правитель Сербии в XIV веке. В 1403 году заключил договор с венгерским королем Сигизмундом, надеясь получить опору в борьбе с турками. Став вассалом Венгрии, принял в управление от короля Белград. Рацкеве — город в Венгрии. «Рац» по-венгерски означает «серб».

12.
Когда мы добрались до границы великой и богатой венгерской земли, чтобы призвать местных жителей-язычников служить сиятельному падишаху, их уже было три с половиной миллиона. Хоть они и называют турками всех правоверных, турков среди нас мало. Большинство говорит на одном из южнославянских диалектов, а воины наши родились на Балканах и приняли веру пророка. Во время осады Сигетвара мы могли перекинуться словечком с защитниками крепости, хорватами. И конечно, среди нас есть татары, арабы, персы и албанцы. Наши воины не остаются тут надолго, максимум ремесленники вилайетских земель. С язычниками мы даже не можем заключать браки, но сколько детей родилось за это время, одному пророку известно…

Комментарий:
Осада крепости Сигетвар армией Османской империи продолжалась с 6 августа по 8 сентября 1566 года. Защитниками крепости выступали хорваты и венгры. Вилайет — административно-территориальная единица в Османской империи.

~
Перевод Марии Каштановой
13.
Странствуем мы с незапамятных времён. По мнению одних, наш народ пришел из Египта, по мнению других, — из Индии. Где-то турецкие племена порабощали нас, а где-то разрешали торговать в их лагерях. Турецкий паша в Буде даже выделил нам часть городской территории для проживания. Мы можем селиться на территориях, подчинённых венграм, вне крепостных стен. Мы обошли всю Европу, но в конце концов вернулись в эту диковинную страну, где днем жители грозят нам плетьми, заметив у своих домов, а ночью плачут от радости, как только мы начинаем играть на скрипках.

Комментарий:
Предки цыган, проживающих на территории Европы, пришли из Индии. Первые представители цыганского народа пришли в Европу около 900 лет назад через Балканы.

14.
Самая мирная часть венгерского королевства — это северная территория, гористая местность Фелвидек, где не бывали турки. Столетиями здесь жили наши предки-славяне, к которым примкнули толпы изгнанных польскими королями гуситов. Чехи, поляки, моравцы, закарпатские украинцы.

Наши обычаи различны, и несмотря на многообразие языков можем перекинуться парой слов со всеми. Венгры называют нас, как и южных славян, тотами.

Когда же турецкие войска были вытеснены с плодородных и пологих земель региона Фелвидек, мы сели на телеги и перебрались в опустевшие деревни долины Ваг и Нитра. А затем ещё южнее, вглубь страны. С тех самых пор и живём здесь и своевременно платим дань венгерским помещикам.

Комментарий:
Фелвидек — историческое название Словакии, переводится как «Верхний край». Ваг — самая длинная река Словакии, левый приток Дуная. Нитра — левосторонний приток Вага.

15.
От Франконского леса и до Рейна повсюду пронёсся слух о том, что после ухода турок в плодородном регионе Венгрии, в Альфельде, осталась поистине незаселенная земли. Помещики и австрийский кайзер наперебой завлекали поселенцев перебраться туда. Не редко та или иная семья-переселенцев получала пару волов, двух лошадей и корову вместе повозкой, плугом и бороной, так необходимыми в хозяйстве. Тысячи двинулись на эти территории, преимущественно баварцы, австрийцы, жители земель Пфальц и Гессен, голландцы и эльзасцы. На телегах мы добрались до Дуная и в Швабии пересели на корабли, поэтому венгры именовали нас не иначе как швабы. Добравшись до места, мы уничтожили заросли, восстановили полуразвалившиеся дома.

Есть места, где, переходя от деревни к деревне, случайный путник слышит только немецкую речь.

Вместе с другими приехавшими население страны увеличилось настолько, что спустя два поколения наша численность возросла с 3,2 до 9,2 миллиона человек.

Комментарий:
Дунайский швабы — общее название немецкоязычного населения Венгерского королевства. По приглашению венгерских королей немецкие торговцы и шахтёры уже с XII века начали переселяться в Венгрию. Однако первая крупная волна переселенцев пришла в конце XVII века. Их привлекали дворяне, чьи земли были опустошены в результате военных действий.

16.
Султан отдал наши прекрасные земли Валахию и Западную Молдавию в пользование греческим торговцам, которые мучают нас налогами и неоплачиваемой работой. Наши братья и сестры, которые столетия назад переместились в гористую местность Трансильвании, рассказывают легенды о тучных пастбищах и говорят, что с тех пор как кайзер (австрийский император) сменил турецкого владыку, новые помещики с большим удовольствием ждут нас там.

Мы перебрались в Трансильванию в количестве полумиллиона человек, и на этот раз среди нас были не только пастухи, но и земледельцы и рудокопы. Мы не получили привилегий, как саксонцы или секеи, однако рано или поздно мы станем самым многочисленным народом Трансильвании.

Комментарий:
В XIV веке на территории современной Румынии сформировалось два феодальных княжества Молдавия и Валахия, которые были завоеваны Османской империей в XVI веке. В том же веке образовано Трансильванское княжество, признавшее суверенитет турецкого султана. Молдавия, Валахия и Трансильвания сохраняли большую автономию в отличие от других балканских территорий, завоеванных османами.

В течение XVII века части нынешней Румынии были поделены между Австрией и Османской империей.

~
Перевод Татьяны Быстровой
17.
Кто бы ни правил в этой стране, мы всегда находили здесь соратников по вере. Как это часто бывало в Европе, нам то доверяли посты, то отправляли в изгнание. И вот мы вновь стали нужны людям. Заплатив введённую Марией Терезией пошлину на терпимость, мы поселились в центрах крупных землевладений или в предназначенных специально для нас кварталах городов. Большинство нас прибыло из немецких и чешских земель, и говорим мы по-немецки. Однако из-за активной торговли с венграми, наряду с немецким многие выучили и венгерский язык.

Комментарий:
Мария-Терезия — эрцгерцогиня Австрии, королева Венгрии с 25 июня 1741 года, королева Богемии с 20 октября 1740 г. Царствование Марии-Терезии — время Просвещения и активных реформ. В ходе данных реформ в 1747 году была введена пошлина на терпимость — специальный налог, который обязаны были платить все евреи для возможности остаться на территории империи Габсбургов.

18.
Тихие немецкие городишки сольются за пару десятилетий в крупный многокультурный, но все же венгерский город. Особенно столичные близнецы, Буда и Пешт. Строятся заводы, паровые мельницы, мосты, роскошные доходные дома и театры. Мы строим их: чешские и моравские архитекторы, плотники-русины, словацкие каменщики, немецкие механики. Даже норвежцы, швейцарцы, шотландцы приезжают попытать здесь счастья, для всех есть работа. Мы прибыли сюда с тысячами других. Отцы наши говорили ещё на языке своих предков, мы в основном на немецком, а сыновья наши уже на венгерском. К середине 19 века тут стало жить уже 12 миллионов человек.

Комментарий:
Осознав важное стратегическое и политическое значение Буды и Пешта, Габсбурги начали активно вкладывать деньги в развитие этих городов. Постепенно Пешт превратился в богатый торговый город. Быстрое развитие города вызвало новую волну эмигрантов (преимущественно ими были сербы и евреи), которые внесли свой вклад в дальнейшее экономическое и культурное развитие города.

19.
В Российской империи мы подвергались гонениям, в Галиции жили в нищете, но нам обещали, что в этой процветающей стране верующие всех конфессий равны. Мы, наибеднейшие из всех, собрали свои пожитки и отправились пешком в Венгрию, где нас ждала свобода и благополучие. Мы говорим на собственном полуненемецком диалекте, идише. Живущие здесь с давних времён единоверцы смотрят на нас с осуждением, ведь мы соблюдаем все законы, а они лишь нравящиеся им. В 18 миллионной стране почти 1 миллион жителей исповедует веру Моисея.

Комментарий:
Галиция — историческая область в Восточной Европе, примерно соответствует территории современных Ивано-Франковской, Львовской и большей части Тернопольской (кроме северных районов) областей Украины и югу Подкарпатского воеводства Польши (Перемышльская земля). Вследствие первого раздела Польши в 1772 году вошла в состав владений Габсбургов. В 1781 г. декретом императора Священной Римской империи Иосифом II было установлено «Право веротерпимости». Этот декрет уравнял в правах галицких русинов с католиками.

20.
Уже 100 лет мы живем в доставшейся нам маленькой стране. Нас стало намного меньше, но и это нам показалось недостаточным. Сначала мы избавились от евреев, затем от немцев. А потом от тысяч других людей, которые нашли новый дом в других странах. Нас уже меньше 10 миллионов, и мы забыли, где наши корни.

Комментарий:
В годы второй мировой войны в Венгрии было убито около 565 тысяч венгерских евреев, в том числе 430 тысяч, которые отправили в концлагеря. От 30 до 70 тысяч цыган разделили их участь. Начало 50-х годов стало периодом массового террора и репрессий против тех, кто не являлся сторонником просталинского венгерского режима. В октябре 1956 года произошла Венгерская революция. После ее подавления, венгры в массовом порядке эмигрировали — страну покинуло почти 200 000 человек.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website