43 Но, конечно, если уже сейчас в голове у Богданова бродят мысли о том, как можно будет живописать читающему потомству победу над Стариком, какие подобрать слова, сдержанные или нахальные, вести себя скромно или распушить хвост, ограничиться простой констатацией факта или дать все в подробностях, с художественным описанием окружения (все же Капри есть Капри), словом, если его голова занята такими вещами, то нечего удивляться, что он все еще не сходил. Он настолько пассивен, что эта его бездеятельность уже сказывается и на повествователе. Который хватается за всякого рода второстепенные темы, распутывает побочные нити и убаюкивает себя тем, что, в конце концов, он ведь занят делом, представляет читателю время, и почему-то так полагает, что его, в смысле — времени, в ту пору, сто лет назад, имелось «в распоряжении» гораздо больше, нежели теперь, и коль уж оно перед ним — полупрозрачное, нежно-голубое, недвижно-задумчивое, — то надо это необозримое время как-то представить, оформить, встроить в кристалл терпения, для чего как нельзя лучше подойдут длинные фразы и сложносочиненные конструкции, повторы и нагнетание синонимических тропов, возвращающиеся ритмы и репетитивные формы. Русское «сейчас», обломовское потягивание, грусть романсов и пассажи тоски. Эмигранты прекрасно знают, что над большими просторами время течет неспешней, они помнят, что дома, на родине, тени перемещались нерасторопней и ленивей смотрелись в текучие воды низкие облака. Казалось, время стояло на месте, а иногда, с точки зрения здешнего времени, даже поворачивало назад. Сделав петлю, оно обращалось вспять, как на русских иконах обращается вспять пространство, создавая обратную, по сравнению с принятой здесь, перспективу, когда стоящие у иконы верующие не созерцает ее, а позволяет иконе созерцать их и при этом испытывают такое чувство, будто взирает на них, поставленных в фокус ортогональных линий, не икона даже, в само Время, неощутимое и загадочное, восседающее на своем троне где-то вдали, по ту сторону этой жизни, в расширяющемся пространстве иного мира. Господи, помилуй, бормочут они, осеняя себя крестным знамением. Мелюзга, какая все это мелюзга, думает о них Ленин. «В России нет философии, но философствуют все, даже мелюзга». Эту фразу он прочел в рассказе Чехова «Палата № 6», и с те пор она стала его любимым высказыванием: русский философ как мелюзга. Чеховский рассказ произвел на него сильное впечатление, о чем он признался своей сестре Анне: «Когда я дочитал вчера вечером этот рассказ, мне стало прямо-таки жутко, я не мог оставаться в своей комнате, я встал и вышел. У меня было такое ощущение, точно и я заперт в палате номер шесть». После столь долгого отсутствия любой эмигрант может перепутать покинутую отчизну с книжным шкафом, но для Ленина и при жизни на родине Россия была чем-то вроде кипы книг. Литературы, повествовавшей о том, что русский человек в принципе человек добрый и мудрый, красивый, святой, сострадательный, справедливый, а ежели не таков, то повинны в том обстоятельства. Ненавистные же обстоятельства эти выступали в виде то чужеземной культуры, то царской бюрократия, то закоснелой церкви, но институты эти не вечны, можно их изменить, и если изменится ужасающая действительность, то и жизнь сразу станет легче. Реальность, мир палаты № 6, Ленин знал только по книгам, правда, читал он повесть Чехова не один раз и даже в Куоккале, где Ал-Ал <Богданов> был еще его другом, расспрашивал его о медицинских подробностях. О препаратах, об инструментах и процедурах. Интересно, как он отреагировал бы, если б сейчас мы прощупали у него пульс. Если бы попросили Богданова перегнуться через столик и взять его за запястье, чтобы пропальпировать артерию. Если начнет вопить, то диагноз можно считать поставленным. Но Старик не вопит. В воспоминаниях, написанных после смерти Ленина, Горький упоминает этот эпизод: он играл с Богдановым в шахматы, проигрывал, злился, отчаивался, по-детски унывал. О воплях Горький не упоминает — как-никак пишет некролог. Вот если бы нам удалось каким-нибудь специальным раствором удалить из текста подобающую траурному моменту деликатность, то вполне вероятно, что жуткий татарский вопль разнесся бы эхом по всему острову.